В ситуации, когда один из участников договора сталкивается с нарушением прав, а другой не торопится возмещать ущерб, пострадавшая сторона часто обращается в суд, минуя другие способы разрешения конфликта. Однако если не предпринять попытку досудебного урегулирования, которая в некоторых случаях является обязательной, заявление может быть отклонено без рассмотрения. О том, в чем преимущества такой схемы и как направлять претензию в рамках досудебного урегулирования споров, мы поговорим в нашей статье.
Когда необходима процедура
Обязательность досудебного урегулирования споров прописывается в договоре или регламентируется в следующих статьях:
- ст. 4, ч. 5, АПК РФ;
- абз. 7, ст. 132, ч. 3, ГПК РФ;
- ст. 4, ч. 3, КАС РФ.
Этот способ дает возможность решить юридический конфликт между участниками договора без обращения в суд. Для этого заявитель направляет письменную претензию в соответствии с правилами досудебного урегулирования споров. В ней следует подробно расписать суть проблемы и отправить на юридический адрес компании или ИП. Если организация не отреагирует в течение установленного срока, заявитель может подать иск. В ином случае исковое заявление могут оставить без рассмотрения, даже если к нему будут приложены все документы, доказывающие причиненные убытки и подтверждающие позицию заявителя.
Не следует путать внесудебные способы решения конфликта и досудебное урегулирование споров. В первом случае заявитель не обязан направлять претензию другому участнику договора и имеет полное право сразу же обратиться в суд. Во втором случае мирные переговоры проводятся во внесудебном порядке и по согласию сторон.
Преимущества досудебного урегулирования споров
Решение конфликта без обращения в суд позволяет:
- добиться пересмотра договора с минимальными финансовыми потерями;
- отстоять свои права с сохранением партнерских отношений между организацией или частным лицом;
- получить компенсацию материального ущерба;
- сократить время решения конфликтной ситуации;
- отказаться от долгих судебных тяжб;
- снизить расходы, связанные с оплатой юриста. Конечно, вам потребуется специалист для составления претензий и во время ведения переговоров, но стоимость его услуг будет значительно ниже.
Когда претензия заявителя обоснована, организации предпочитают решать конфликтный спор в процессе досудебного урегулирования. Дело в том, что при высокой вероятности проигрыша компания рискует выплатить не только заявленную сумму, но и дополнительные издержки. При необходимости сторона может обратиться в коммерческий третейский суд и в процессе заседания попробовать решить вопрос. Другой вариант – пригласить медиатора и провести переговоры при нем.
Порядок оформления претензии
Правила досудебного урегулирования споров предполагают направление письменной претензии в компанию или организацию, из-за действий которой были нарушены ваши права. Претензия должна включать:
- информацию о компании или физическом лице, с которым вы собрались судиться (Ф.И.О, ИНН, ОГРН, название организации, адрес, контактный телефон);
- информацию о заявителе;
- реквизиты договора (его название, номер, дата заключения);
- указания пункта или подпункта в договоре, условия по которому не соблюдаются;
- номер статьи, законного или подзаконного акта, по которому нарушаются ваши права;
- подробное описание конфликтной ситуации;
- требование заявителя (расторжение договора, получение материальной компенсации, устранение недостатков контрагентом).
В заключение следует указать срок для выполнения требований, по истечении которого вы обратитесь в суд (обычно от двух недель до месяца).
Претензию следует отправить таким образом, чтобы у вас на руках остались документы, подтверждающие факт доставки документа. Лучше всего воспользоваться услугами «Почты России» и направить претензию заказным письмом.
Для грамотного заполнения документа и анализа всех пунктов и подпунктов договора рекомендуется обратиться к профессиональному юристу. Как правило, в рамках досудебного урегулирования споров специалисты делают подобную работу бесплатно, так как она не предполагает углубленного изучения документов. Если вам требуется бесплатная консультация по вопросам досудебного урегулирования споров – свяжитесь с нами через форму обратной связи или по указанному телефону.